За последние несколько лет украинцы узнали: есть мины-"лепестки" – маленькие, едва заметные, они могут оторвать стопу. Есть опасные – "жабки", фугасного действия. Минная безопасность преподается украинским детям в школах.
По приблизительным подсчетам, в Украине заминировано 137 тысяч километров – это 23% территории страны. Ранее оккупированные территории и районы, где велись бои, усыпаны минами. Новостей о подрывах гражданских – сотни. Увидеть мину в траве крайне сложно даже военным.
"Противопехотные мины – это взрывные устройства, которые сконструированы так, чтобы быть активированными жертвой. И в этом их основная угроза. Пострадать может не только комбатант, военный, но и гражданские люди – дети, взрослые, население, сельскохозяйственные животные и так далее. Противопехотные мины ставят своей целью убить или ранить человека", – рассказала Настоящему Времени экспертка в сфере противоминной деятельности Юлия Чикольба.
Другой аспект минной опасности – это то, что мины прячутся и маскируются. Некоторые типы мин устанавливаются под землю или как система минных заграждений – то есть то, что называют "минные поля". В таких ситуациях их можно обнаружить только с помощью специального оборудования.
"Боевые действия могут закончиться, а угроза мин – теперь уже для гражданского населения – в первую очередь останется. Так, например, гуманитарное разминирование до сих пор занимается минами после советского вторжения в Афганистан. Мины все еще опасны и продолжают убивать людей", – напомнила Чикольба.
Запретить противопехотные мины пытаются еще с 1980 года. 65 стран–участниц ООН тогда подписали специальную конвенцию, которая не работала – протокол регламентировал применение мин в международных конфликтах, а большинство жертв минной войны приходилось на внутренние.
В 1995 году конвенцию расширили, детализировали – и с этого момента она начала работать. В 1996 году в Канаде начался так называемый Оттавский процесс: международная инициатива по полному запрету производства, хранения и применения противопехотных мин. Ратифицировавшие эту конвенцию страны взяли на себя обязательства "никогда и ни при каких обстоятельствах" не применять, не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать противопехотные мины и никому их не передавать. Эту конвенцию подписали более ста стран, но в их числе нет России, США и Китая. Международное движение, которое добивалось этого запрета, получило Нобелевскую премию мира.
По итогу документ ратифицировали более 150 стран. К 2017 году около ста из них уничтожили свои минные запасы, а 27 оказались полностью свободны от мин.
В числе стран, которые не подписали Оттавский договор, – Китай, Россия, США, а также Индия, Пакистан и ближневосточные страны.
"Главное сейчас – сохранить страну"
Украина ратифицировала конвенцию в 2005 году и даже уничтожала мины. Но на войне мины использовались – как самый простой и действенный метод обороны.
По данным правозащитной организации Human Rights Watch, с 2022 года противопехотные мины применяли как российские, так и украинские войска. В конце 2024 года администрация президента США Джо Байдена разрешила поставки противопехотных мин в Украину.
В украинском МИДе объяснили, почему так получилось: "Российская Федерация, не являясь государством – участником Оттавской конвенции, развязала против Украины вооруженную агрессию и с 2014 года широко использует противопехотные мины как метод ведения войны. С 2022 года, когда Россия начала полномасштабное вторжение на территорию нашего государства, массовое использование ею таких средств создало асимметричное преимущество для агрессора".
Чтобы соблюсти все формальности, президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о выходе страны из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин.
"Россия никогда не была участницей этой конвенции и чрезвычайно цинично использует противопехотные мины", – пояснил он.
Полковник СБУ, депутат Верховной Рады Украины, а также секретарь Комитета парламента по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Роман Костенко сказал Настоящему Времени, что выход из конвенции стал давно назревшим решением.
"Мы понимаем, какой у нас сосед, и потому Россия никогда не вступала, всегда имела преимущество в этом. Мы видим даже на нашем Запорожском направлении: россияне просто заминировали всю территорию перед собой. Это [начать процесс] было непросто. <...> Сначала боялись сказать партнерам, но после того, как это увидели страны Балтии, после того, как Польша и Финляндия увидели, какая угроза у них есть на границе – и они сами начали выходить из этой конвенции – наше руководство тоже начало понимать, что угроза есть. <...> Эта конвенция дает России больше возможностей вести боевые действия, а нам уменьшает возможности защищать наши рубежи", – пояснил Костенко.
По его словам, "если делать все правильно", все минные поля будут обозначены "в правильном порядке на картах".
"После войны мы будем это все разминировать. Я считаю, что после войны вся территория между Россией и Украиной будет заминирована – для того чтобы не допустить дальше вторжение. Мы должны к этому идти. <...> Если мы не примем всех мер для защиты своей независимости и суверенитета, может быть такое, что и будет нечего разминировать. Тут главное сейчас – сохранить страну", – сказал депутат.
Он добавил, что производство мин "очень простое" и его можно быстро нарастить.
"Коренное изменение обстоятельств"
В начале 2025 года Эстония, Латвия, Литва и Польша также объявили о намерении выйти из числа стран – участниц Оттавского договора. Причиной такого шага они назвали значительно возросшую угрозу российского вторжения.
В июне 2025 года за выход из договора также проголосовал парламент Финляндии. Министерство обороны страны назвало мины простым оружием, пригодным для защиты российско-финской границы. Лишь Норвегия пока не собирается этого делать.
При этом даже начав процедуру выхода, которая занимает полгода, сейчас, Украина формально останется членом договора до конца войны с Россией. Согласно нормам, прописанным в статье 20, если государство на момент выхода из конвенции находится в состоянии войны, полностью выход начинает действовать только после ее окончания.
Как сообщил Настоящему Времени Костенко, Киев может использовать для этого статью 62 Венской конвенции – "Коренное изменение обстоятельств".
"Из некоторых международных договоров с Российской Федерацией мы выходили в одностороннем режиме, используя Венскую конвенцию, где говорится, что страна может выйти, "если резко изменились обстоятельства", и это вредит стране", – добавил политик.